Учебник стихосложения: Построение стихов - Строфа
Строфа
характерна только для стихотворного творчества. Она представляет собой
метроритмические периоды в пределах одного стихотворения. Из строф
состоит все стихотворение классического вида, однако, последнее время
идет тенденция к отказу от строфы (это касается белых стихов без
определенной строфизации и верлибров – свободных стихов). Строфы,
однако, не следует путать с абзацами в прозе, ибо часто не хватает одной
строфы для выражения определенного чувствования, так, некоторые строфы
как бы переливаются одна в другую: Я букет тот снесу на могилу осеннюю, За минуту разлуки желанную, странную, Строфы бывают: Я от ласковых признаний, я от нежных чувств отвык, Все слова, какие мучат воспаленные уста, б) четвертные: То и дело с прохожими, грязными, скорыми – Вдруг коснется меня человек обгоняющий, Нет сил сказать, нет сил услышать, Срывай последние одежды Нет единенья, нет слиянья, – 2. Сложные. Они имеют структуру пятистрочннх стихов (квинтины): Я пал в истоме злободневной шестистрочных (например, секстины): Цветы истлели в должный миг, Его уста, застывшие в улыбке, семистрочных (септины): Рассказ окончен: Вы его прервали. То в пустоту ненароком восьмистрочных (октавы и пр.): Собранье зол его стихия; и др. На основание строф употребляются различные виды метров, рифм и рифмования. Следует помнить, что длина срифмованных строк должна
быть либо равной, либо короче, но каждая строфа (если стих написан
строфично) должна полностью совпадать по длине строк со всеми
последующими строфами. Длина строк определяется количеством слогов
(гласных). Если строфа четвертная, то приняты такие формы строф, когда
рифмуемые строки с женской рифмой длиннее строк с мужской на один слог
(о рифме см. выше): Я понимал, что ночь – лишь точка (9) Я понимал…но я не верил. (9) “Мне хорошо с тобой, Оксана!” (9) Но существуют и другие формы строгих строф, которые автор применяет в зависимости от того, что должно отобразить в стихе. Очень часто автор создает свои собственные формы
строф для передачи определенных оттенков чувства (но не для упрощения
поиска рифмования!!!), так, например, двустрочные строфы хоть и
подразумевают одинаковую длину срифмованных строк, но не обязывают к
этому: Грустный сумрак, грустный ветер, шелесты в дубах. (13) Ветер шепчет, шепчет грустно чье-то имя мне. (13) Среди авторских строф очень известна “онегинская строфа” (14 строк), которой Пушкин написал своего “Евгения Онегина”:
Где листва из-под снега в минуту весеннюю
Грустно смотрит на нас, как жестокий ответ [!]
За минуту сомненья неясно-туманную,
И за вечность безбрежную, полную грез. /“Я бегу за тобой от сетей...”/
1. Простые:
а) двойные:
С той минуты я вдруг потерял свой покой.
Я влюблен в твои ручки, и ножки, глаза,
Сих хрусталей краса, глубина – без конца… /“Помню музыку ту...”/
Стал мне близок крик желаний, страсти яростный язык,
В час, когда бесстыдству учат – темнота и нагота! /“Первые встречи” В.Брюсов/
Я брожу, грея руки в карманах пальто.
Предо мною мелькают то люди, то вороны,
То зажжется огнями витрина “Шато”
Я встречаюсь и враз убегаю от них.
Листья желтые, падая, пишут узорами
Переплеты надежд и моих новых книг.
Ветром спешки дорог пролетит свет авто,
И вдогонку дождями очищенно-ноющий
Взгляд летит мой за ним до мерцанья “Шато”. /“Шато”/
Невластно ухо, мертв язык.
Лишь время знает, чем утишить
Безумно вопиющий крик.
И грудью всей на грудь прильни, –
Порыв бессилен! нет надежды!
И в самой страсти мы одни!
Есть только смутная алчба,
Да согласованность желанья,
Да равнодушие раба. /“Одиночество” В.Брюсов/
И тотчас провалился в сон.
Но чу! – все виды повседневной
Привычной жизни откровенной
Вдруг вырвались из сердца вон. /“Сон”/
В веках, давно пройденных, –
Но жив тот цвет, что раз возник,
В мирах соединенных.
И озаряет лунный лик
Безумных и влюбленных. /“Предание о луне” В.Брюсов/
Теперь навечно золотые рыбки
На берег дальний сказкой отнесут.
А что ж ОНА? Уже ль ОНА страдает,
Что раб, в нее влюбленный, умирает? –
Приспущенные веки все снесут!.. /“Каравелла”/
Своим молчаньем Вы меня призвали
Быть Вашим нйдругом под панцирем обид.
О!.. Как решились этим откровеньем
Обезоружить, вновь начав гоненья
Моей души от Вас? Вам радостен сей вид?<>
Рассказ нарочно кончен, Вы его прервали… /“Эскиз на холсте”/
Смотрит невидящим оком,
То озирается с криком,
То вдруг слезами зальется,
Что-то хватает в неистовстве диком,
Плачет и тут же смеется. /“Романтика” А.Мицкевич/
Носясь меж темных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров;
Он любит пасмурные ночи,
Туманы, бледную луну,
Улыбки горькие и очи,
Безвестные слезам и сну. /“Мой демон” М.Лермонтов/
В конце неписаных стихов.(8)
Я знал, что ночь – всего лишь почка (9)
На стебле высохших цветов. (8)
Да кто поверил бы в тот миг, (8)
Когда слова ломали двери, (9)
В душе рождая томный крик: (8)
“А как с тобой мне хорошо! (8)
Я грешную желала рану, (9)
С тобой сливаяся в одно… (8) /“Летняя ночь”/
XXXII Татьяна то вздохнет, то охнет; XXXIII Она зари не замечает, |
Рифмование зависит от метра стихов и вида строф. Основные типы строгого рифмования бывают такие: 1. Построчное, когда рифма подбирается к концам строк: в четвертных строфах (четверостишьях) применяются такие виды рифмования: а) кольцевое: б) последовательное: рифмуются первые две строки и вторые две(1–1–2–2). Русалка плыла по реке голубой, (1) в) сквозное неполное: рифмуются вторая и четвертая строки (1–2–3–2). Мы не прятали ласку за простыни, (1) г) сквозное полное: рифмуются первая и третья строки, вторая и четвертая (1–2–1–2). По беломраморным ступеням (1) Различные
строфы имеют огромное количество видов рифмования. Так, например,
септины могут иметь такую структуру: 1–1–2–3–3–2–1, 1–2–1–2–1–2–1,
1–2–3–1–2–3–1 и т.д. Секстины классические могут иметь такие структуры:
(при чем слова, выносимые в рифму, повторяются в следующих секстинах +
то, что строф шесть!), 1–1–2–2–3–3 и т.д. Пример классической секстины: Я безнадежность воспевал когда-то, (1) Ложится тень в предвозвещенный час; (1) Для
передачи настроения в стихах используют различные виды рифмования,
одновременно с различными видами строф и видов рифм получается экстракт
элементарного стиха, не лишенного красивости. Так, например, для
передачи нежных чувств поэты часто пользуются ямбом и четвертными
строфами: Признания в любви – немые речи, Для
передачи особо лирических (мелодических) моментов обычно используют
трехсложные метры, с переменной рифмой (подбирая ее и составляя в
зависимости от логики чувства или внутренней мелодики): Что борешься ты в море, каравелла? (А) Некоторые
классические жары поэзии требуют строгой формы рифмо- и
строфообразования. Сонет итальянский представляет собой стих со
следующей структурой: АББА АББА ВГВ ГГВ, АББА АББА ВГВ ГВГ или АББА АББА
ВВГ ВВГ с применением классических метров (чаще всего ямб).
А лишь приманивая миражем в пустыне (2)
И огнями во зыбкой тине, (2)
Чтобы русалкою на дне душить (1) /“А я хотел тебя не полюбить…”/
Озаряема полной луной; (1)
И старалась она доплеснуть до луны (2)
Серебристую пену волны. (2) /“Русалка” М.Лермонтов/
Мы открыто дарили тела. (2)
Нас с тобой презирали по глупости. (3)
Или, может, то зависть была? (2) /“Мерный шелест травы”/
Царевна сходит в тихий сад – (2)
Понежить грудь огнем осенним, (1)
Сквозной листвой понежить взгляд. (2) /“Путник” В.Брюсов/
Мечту любви я пел в последний раз. (2)
Опять душа мучительством объята, (1)
В душе опять свет радости погас. (2)
Что славить мне в предчувствии заката, (1)
В вечеровой, предвозвещенный час? (2)
Кровь льется по наклонам, где когда-то (2)
Лазурь сияла. В зареве заката (1)
Мятежная душа, как столько раз, (2)
Горит огнем, который не погас (1)
Под пеплом лет, и трепетом объята. (2) и т.д./“Секстина” В.Брюсов/
В них звуков нет, в них – запахи весны,
В них содрогаются невинны плечи,
Когда затмят собой все сказочные сны. / “Признания в любви...”/.
Иль обогнуть опасность не успела? (А)
Волна, волна, еще одна волна! (Б)
Сойди на дно от пагубного воя, (В)
Найди покой средь вечного покоя, (В)
Ты – прошлое, решила так она. (Б) /“Каравелла”/
*** Когда мои мечты, взлетая в высь из слов, Вдруг сотни тысяч сказочных мирков Восход мелодий лепестков тогда чудесный Лишь только не кончался бы тот спелый яд, |
Помимо этих видов рифмования существуют и авторские,
которые изобретают сами авторы для передачи тонких чувств и наложения
определенного впечатления, созданного автором в своей душе на читателя
через мелодику своего стихотворения. Эти виды рифмования вместе с
изобретенными автором формами строф пользуются популярностью, ведь они
передают самобытность автора. 2. Порционный тип рифмования: а) рифма подбирается к середине разных строк: Где ты, мерное дыханье, возбуждающее слух? Вполне
возможно сделать из этих двустиший четверостишья с полным сквозным
рифмованием, однако такой тип рифмования необходим для передачи долготы
определенного чувства. Кроме того, порционные рифмы часто можно спутать с
повторами ассоциативными (см. ниже), но это уже право автора определять
тип рифмования и стилистического приема. б) рифма подбирается к словам одной строки: Книги, крики скуки нашей... Чет иль нечет, видеть нечем. /Примеры автора/
Своим сладеньким лобзаньем стелишь сны в ночи, как пух./“Где ты, мерное дыханье…”/