Учебник стихосложения: Построение стихов - Метр стиха
Стих – это рифмометрический элемент стихотворного произведения, иными словами – это строка. Стих составляет стихотворение, однако часто это понятие употребляется применительно к стихотворению в целом. Стих включает в себя ритмический рисунок, и, в зависимости от вида стихов (белый или классический рифмованный стих) оканчивается рифмой (созвучным с определенной строкой окончанием) либо вмещает рифму в пределах одной строки.
Метры стиха бывают классическими и авангардными. Классические метры (или ритмические рисунки) делятся на двустопные (ритмический рисунок повторяется с периодичность в два слога) и трехстопные (ритм трехсложный). Еще выделяют четырехсложные метры, однако, как показывает практика употребления слов их можно заменить двусложными ритмами, ведь современный язык допускает несколько ударных центров в слове: “приз-нА-ни-я в лю-бвИ моей” можно прочесть и как “приз-нА-ни-Я в люб-вИ моЕй”. Двустопные метры бывают ямбом (двусложные с ударением на втором слоге: аА-аА-аА...):
Мне Вас не доставало эти годы.../“Эскиз на холсте”/
и хореем (ударение на первом слоге: Аа-Аа-Аа...):
Восковые свечи так хрупки, не долговечны... /“Восковые свечи так хрупки...”/
К трехстопным метрам относят: дактиль (с ударением на первом слоге: Ааа-Ааа…): Воздух прозрачный и синий…/“Воздух прозрачный и синий…” С.Есенин/ амфибрахий (ударение на втором слоге: аАа-аАа…): “Ты знаешь ли, витязь, ужасную весть?” /“Евпатий” Н.Языков/ и анапест (с ударением на третьем слоге: ааА-ааА …) Неуютная жидкая лунность… / “Неуютная жидкая лунность…” С.Есенин/ Авангардные метры стиха могут быть как с переменным метром (смесь двух- и трехсложных классических метров), так и сложной метрической структурой. Пример переменного метра: Без тебя мне не жить, как много горечи в слезе! /пример автора/ В этом
примере первая половина стиха написана анапестом, вторая – ямбом. Такой
переменный ритмический рисунок должен сохраняться на протяжении всего
стихотворения, иначе это уже будет сложная метрическая структура. Пример сложной метрической структуры: Золотою девушкой* я тебя увидел... /“Золотая девушка”/ В этом
примере хорей прервался (пауза указана звездочкой), как бы не хватает
одного слога для ритма, однако такие паузы авторами применяются для
указания места логической паузы стиха.
***
Любви потеря – разве переделка?
Лишь плоским станет то, что было
Мелко –
И мелким то, что виделось
Объёмным –
Мы сами свои рамочки сдвигаем,
Пока совсем движенье прекратится
В уютной узости
Завинченного гроба./“Несложно расставаться” Віктория Всесвіт/
В этом стихотворении ритм “сбивчивый” за счет разной длины строк.
Характерны сложные метрические структуры для современных стихов. Классические стихотворения написаны либо двух-, трех- или четырехсложными метрами, либо переменным метром. Лишь изредка встречаются “сбивчивые” ритмы, когда автору было не достаточно порядка образов в стихотворении для выделения смысловых центров произведения. Тогда и “проскакивали” небольшие паузы в стихах. Тенденция к отступлению от навязывающей строгость классики произошла в конце 19-го века, когда во Франции появились новые литературные школы, которые именовали себя декадентами. Их стихи были полным отказом от установившихся за много веков принципов стихосложения, ясность и новизна образов нередко была подкреплена собственно сложными метрическими структурами. Однако первые попытки изменить структуру стиха были у поэтов (все той же Франции) в верлибрах (дословно – свободный стих), где составление стихов было основано не на рифме, одинаковой длине строк, четком метре, а на полном отказе от них.