Общее
Сложение стихов – это, наверное, самый необъяснимый вид творчества в теории литературы, это напоминает магию, когда путем введения себя в своеобразное эмоциональное состояние ищешь путь для выхода своих самых сокровенных мыслей. Если на страже поэтического творчества не будет стоять подготовленный разум – творчество создаст бездну, в которую можно провалиться уже после первой строки, но выбраться из которой будет так же трудно, как и уловить связь образов в бессмысленном стихе.
Что касается основных понятий стихосложения, то стоит
остановиться на таких, как вдохновение, выбор темы, творчество, душа и
синтез, так как без них поэзия – всего лишь рифмоплетство. 3.1.1. Вдохновение Четкое
определение вдохновения, думаю, не сможет дать ни поэт, ни читатель, ни
критик, ни равнодушный. Вдохновение имеет значение для стихосложения не
столько самоопределением, сколько влиянием на развитие творческой мысли
во время стихосложения. Что вдохновляет поэта на написание стихов?
Какими были бы стихи, если бы поэт не находился под воздействием
вдохновения? На поставленные вопросы будет ответом эта глава. Без импульса невозможно себе представить своеобразный транс, в который входит поэт. Этим импульсом могут быть: а) случайно увиденный предмет, привлекший
внимание больше других (например, осенние листья, выглядывающие из-под
растаявшего снега; ночная вывеска с оригинальными огнями), б) воспоминание (например, о разлуке и сопутствующих ей сценах), в) случайно сказанное слово (так, часто
запоминаются слова, в значение которых автор не сразу может проникнуть,
но с помощью поэзии раскрывает для себя их смысл) г) или совершенно случайно придуманная фраза, которая может послужить либо лейтмотивом будущего стиха, либо его первой строкой. То, что может вызвать желание записать свои
внутренние переживания на бумаге не может быть ограничено
вышеизложенным, так как для ряда людей существуют импульсы, которые даже
они не могут объяснить и конкретизировать. Вдохновение и импульс – понятия тождественные, ибо
импульс зарождает желание писать, подбирать новые и новые словосочетания
для раскрытия содержания стиха. Без импульса поэт может написать даже
огромные поэмы, но он не получит ответа на вопрос, которого не ставил
себе перед написанием стиха. Вопрос перед поэтом вдохновленным поставлен
всегда. Вопрос может принимать формы настолько странные, что даже поэт,
не ведая как, будет искать ответа на него в своих стихах. Так рождаются
поистине поэтические произведения. Если нет импульса (который с
вопросом заодно), нет смысла для рождения стихов, так как поэт,
написавший стих “только для счета”, не получит от него наслаждения, а
искусство (в высоком понимании этого слова) определяется в первую
очередь наслаждением, которое оно несет, и познанием, которое дает
автору и созерцателю. Без импульса произведения обречены на пустоту,
импульс рождает душа, значит она жаждет раскрытия. Произведения без души
– пустые и ненужные. Пример стихов, написанных под воздействием
импульса и без оного: Зачем я буду лгать и лицемерить, Стих, написанный под влиянием случайно придуманной фразы (первая строка). Сегодня день, а я сижу и жду, Стих,
написанный без импульса, а следственно, сколько бы в нем ни было
интересных строк, стих этот обречен на пустоту. Он не несет ничего ни
автору, ни читателю, так как автор не заложил в свое творение души. О том, написан ли стих вдохновенно или нет, спорить
можно, но авторы, которые из кожи вон лезут, доказывая, что читатель
просто не понял стиха, не сможет доказать себе, что стих хорош. Второй
стих написан для примера и несет не столько духовно-обогатительную
нагрузку, сколько заполнение места примера в данной статье, поэтому с
полной уверенностью можно утверждать, что второй пример – это пример
безимпульсного стиха. Автор пишет под вдохновением, но разум всегда
стоит у истоков настоящей поэзии, ведь душевные переживания невозможно
выразить словами, поэтому душа часто наталкивает на путь неразумной
поэзии, которая отличается от лирической тем, что понять ее практически
невозможно. В силах только автора написать стихи и сделать их доступными
для других людей. Если произведение “слишком” символична или
аллегорична – она обречена. Не секрет, что многие хорошие
символистические произведения до сих пор не поняты, но, не смотря ни на
что, они имеют право называться поэтическими, поскольку они впечатляют
читателя. Стихи, смысл которых потерян где-то глубоко внутри самого
автора – лишь пустые звуки, необъясненные явления природы. Вдохновение приходит само собой, и так же уходит.
Необходимо уловить ту нить, которую узрел автор, и, держась за нее,
можно будет выйти из лабиринта собственных внутренних переживаний. 3.1.2. Выбор темы Что
такое тема? Тема – это все произведение или мысль, или что бы то ни было
в одной фразе. И чем она короче, тем сложнее ошибиться в глубине самого
произведения. Однако многие стихи не располагают темой как таковой,
нося название “по первой строке”. Не совсем правильно оставлять
произведение без темы, однако автор может видеть в первой строке больше,
нежели в обобщающем названии для всего стиха. Даже если смысл первой
строки и расходится со смыслом стиха в общем, не стоит пренебрегать
возможностью завуалировать тему (содержание) стихотворения в
дублировании первой строки и в названии. Выбор темы важен не столько для самого автора,
сколько для читателя, ибо именно через тему (или другими словами
название) читатель проникает в само произведение. И именно от темы
зависит то, будет это произведение прочитанным кем-то кроме автора или
нет. Тема – это оболочка автора, и от того, насколько он
интересен снаружи, зависит то, будет ли его внутренний мир доступен для
других, или он так и останется за пределами человеческого восприятия.
Хотя вынужден признать, что внутренний мир человека можно понять не
только с помощью человеческого мышления, то есть набора слов, в
основном, ассоциативных, с помощью которых происходит передача
информации (в нашем случае о внутреннем мире); но и чистой интуицией,
ибо сама интуиция влияет на то, сойдутся ли взгляды автора и читателя
или нет, и тут в силу вступают процессы подбора так называемых уступок и
вынужденных соглашений, которые затрудняют восприятие внутреннего мира
поэта в своем чистом состоянии, безо всяких добавок. Чтобы автору быть доступным, нужно выглядеть не
безжалостно погруженным в тайну. Работа над собой просто необходима, но
тут, как и в любой другой сфере деятельности человека возникают
определенные проблемы: отказ читателей от предложенных им на суд
произведений, и, нередко, поругание автора по причине читательской
мыслительной ограниченности. Уж если с самой темой мы разобрались более или
менее, то с ее выбором еще не все ясно. Как подобрать тему не знает
никто, но почти все, кто хоть на минуту задумался об этом, говорят с
уверенностью, что тут главную роль играет случай. Несложно догадаться,
что случай мы выдумываем сами: мы просто сопоставляем произошедшие факты
друг с другом, и находим, что некоторые из них совсем не случайны, как,
например, не случайны смена дня ночью; встреча мужчины и женщины,
повлекшие за собой свадьбу последних, и так можно продолжать до
бесконечности. Но едва мы находим подходящую для нас тему, как все
остальные факторы отходят на второй план: сам процесс не представляет
для нас даже ценность памяти, а уж о случае мы и вовсе не помним. И так
всегда: сопутствующие элементы отходят сначала на второй план, а после –
полностью исчезают. Но еще никогда человеческий разум не отказывал
человеку в поисках выхода из затруднительного положения. Стоит только
проанализировать ситуацию, как все становится ясным. В этом помогает
мышление. Это что касается выбора темы стиха для читателей. Для написания же стиха необходимо следовать таким правилам: 1. Импульс в виде якобы подходящей мысли еще не
дает возможности даже хорошему автору написать на заданную тему поистине
творческое произведение. Творчество не связано рамками, которые
предлагает предварительный выбор темы стиха. 2. Стих, написанный вообще без тематической привязки –
дешевое рифмоплетство. Перед тем, как записать свои чувства и мысли на
бумаге необходимо заранее знать то, с помощью каких именно образов будет
раскрыта душа автора в его будущем произведении. 3.1.3. Творчество Творчество
в широком понимании – это и поэзия, и проза, и музыка, и
изобразительное искусство, и архитектура. Творчество же в поэзии – это
несколько другое. Творчество должно быть в любом стихе, не зависимо от
того, написан он по настоянию или просьбе или как следствие внутреннего
переживания автора. Творчество подразумевает личный подход автора к теме
стиха и ее дальнейшему раскрытию. Творчество раскрывается в процессе творения, поисков.
Если есть заданная тема стихотворения, значит, есть определенные рамки в
изложении темы. Творить остается только в подборе художественных
образов и стилистических приемов, используемых в стихе. Не следует
останавливаться на том, что уже было написано. Это будет не интересно.
Если автор принимает чужие мысли и выдает их за свои – он не творить, а
подражает. Если он переизлагает написанное по-своему – он творит.
Следует выделить из общего числа мыслей свои самобытные соображения,
иначе автор не сможет вложить в свое стихотворение душу (о ней ниже). Если заранее определенной темы нет, значит, автор в
праве творить без ограничений. Однако не нужно думать, что набор
несвязных образов – это признак творчества. Творчество – это всегда
поиск наилучшего, что есть внутри автора, что, в последствии, даст
предпосылки для ответа на поставленный в стихе вопрос. Описывая ландшафт
сложно сказать, что вопрос в стихе поставлен, однако, например, едва
уловимые для посредственных личностей элементы ландшафта могут сами по
себе быть вопросом, а в процессе творчества, когда автор сравнивает для
себя эти элементы со своим внутренним состоянием, описывая эти элементы
образными понятиями, – он творит. Во времена сонетов, рондо, канцон, когда только они
были основополагающими в формообразовании стихотворений, поэты были
ограничены формой построения стихов, им оставалось либо быть
лаконичными, либо высоко поэтически развитыми, чтобы заполнить “макеты”
своих стихов. Образность и творчество идут рядом, ибо в поэзии в
процессе творчества подбираются синтезированные образы для описания или
раскрытия определенных понятий/чувств. В прозе можно без труда в
описательной форме, не ограниченной длиной фраз, ритмом и рифмой
раскрыть переживания. В поэзии творчество дает возможность автору
изощряться в образности для раскрытия элементарных понятий. Так,
например, фраза “в дождь, когда люди ходят по асфальту, они оставляют
после себя на мгновение видимые следы ног” в поэзии будет преображена в
“убегают шаги по асфальту, растворяясь в холодной воде”. Сказано об
одном и том же, но в первом случае такое описание имеет прозаическую
форму, во втором – поэтическую. О дожде не сказано ни слова в стихе,
однако люди достаточно высоко чувствительные смогут с легкостью
догадаться, что если есть вода, к тому же холодная вода, значит есть и
подобие дождя, а значит автору удалось в такой образной фразе показать
наличие дождя. Именно эту фразу можно назвать поэтически творческой.
Если бы автор ограничился первой ее частью, он бы сотворил не стих, а
лишь эскиз стиха, ведь, сколько бы образность не допускала
неопределенность своих образов (имеется ввиду неопределенность на первый
взгляд), разум должен стоять на страже процесса творчества, как бы
обрамляя алмаз в четкую оправу. Синтетическое творчество имеет место в любом
стихотворении. Автор оценивает действительность и на основании образов
передает ее, предварительно синтезировав первое во второе. Творчество
(теперь и переосмысление) в виде подбора образов доказывает самобытность
автора и то, что он создает, а не копирует. Отсюда следует, что творчество – это
собственное переосмысление действительности или внутреннего мира автора,
в процессе которого создается совершенно новое, не дублирующее
предыдущие, произведение. 3.1.4. Душа Определить
душу – значит не осознать ее значимости. Душу изучали и изучают
философы, теологи, но в каждом случае понятие души ограничивается
течением той или иной философской школы или религией. Понять и
определить то, что человек не может увидеть, осязать – невозможно.
Например, словами нельзя описать бесконечность. Все принимают это
понятие как абстрактное, и никому еще не удалось представить себе
бесконечность доступными человеческому воображению символами. Что же касается души, то следует принять ее в виде
того хорошего, что есть внутри каждого из нас, в виде чистых чувств, не
запачканных рациональными выводами. Сегодня понятие души стало настолько
“заезженным”, что языку уже не доставляет удовольствие произносить
слово “душа”. Душа – это мы, это наша позитивная
уникальность, которая раскрывает наше существо в виде чувствования. Будь
то наше чувственное отношение к одежде или любви, везде проявляется
душа. В поэзии душа проявляется как самостоятельный творец,
слова которого следует аккуратно отшлифовывать и записывать,
предварительно выделив из оставшегося ту небольшую часть, которая
выражает существо автора. Поэзия и душа всегда шли вместе, неразрывно
связанные одной и той же целью: дать узнать и дать насладиться тем, что
узнали. В этом философия и искусства в целом. При написании стихотворного произведения следует
принимать рвения или отступления души, ведь душа – это элемент личности,
раскрыв который, можно будет увидеть свое “Я”. Вкладывая в каждое
произведение частичку души, мы, таким образом, раскроем просвет для
того, чтобы увидеть внутренний дух (о нем в предыдущих главах). Зачем,
спросите Вы, узнавать, что собой представляет внутренний дух? Ответ
прост: этого требует поэтическая лира, ведь если автор не только
осознает, что он личность, но и знает особенности своей личности, значит
он без труда напишет величайшие произведения, которые с полной
уверенностью можно будет назвать произведениями искусства. Взаимоотношение поэзия-личность состоит, прежде
всего, в том, что, вложив в стихотворение душу, а не просто некоторый
талант, человек узнает себя, а через призму своего я – он узнает мир. Основным
различием между искусством и наукой Брюсов назвал то, что эти два
полюса имеют различные методы познания. Чтобы не повторять положения его
статьи "Синтетика поэзии", остановимся лишь на тех моментах, которые
имеют непосредственное значение для данной книги.
Синтез в поэзии - это прежде всего переосмысление увиденного,
услышанного или воображаемого с целью сравнить его с доступными людям
понятиями. Так, например, стилистические приемы типа сравнения (о них
см. выше) - это уже первый этап для отображения увиденного посредствам
общедоступных понятий, которые в свою очередь должны быть столь искусно
подобраны, чтобы вызвать у читателя необходимые для автора чувства и
инициировать воображение читателя.
Слова изначально отображали внутреннее отношение человека к предмету или
явлению объективной действительности, не вызывая двойственности в
восприятии заложенного в них. Если камень назывался камнем, значит при
прослушивании набора звуков, вмещаемых в слове "камень", слушатель
всегда представлял камень. Однако с усложнением языка, с
усовершенствованием разума человека одни и те же слова приобретают
различные смысловые оттенки. Сегодня, например, сравнивая что-то с
камнем, мы подразумеваем твердость и холодность, тоесть характерные
черты предмета/явления мы переносим на те явления/предметы, которые мы
можем охарактеризовать только с помощью слов, вызываемых одинаковое
понимание у разных людей. Скажи мы, что кто-то известняк, а кто-то
слизь, - мы встретим недопонимание. Отчего так? Все просто, ведь с
годами употребление слов с шаблонным смыслом, вложенным в них,
оттачивает наше восприятие, тем самым ограничивая его. В поэзии
употребление слов требует учитывать тот же принцип (принцип употребления
общедоступных слов), однако еще в начале ХХ-го века футуристы доказали,
что творить - значит допускать полную свободу в выборе слов, а с их
помощью - подбирать новые и новые оттенки значений, тем самым порождая
все новые и новые образы ("улица прогнулась, как нос сифилитика" у Маяковского).
Из примера видно, что на автора производят впечатление белые стихи, их
он сравнивает с белыми рисунками на белой же бумаге. Они не видны,
значит доступны только автору, их создавшему. Синтезировав свое
"личное", доступное только "себе", автор изобразил эти понятия в
доступных остальным людям словах, которые в своей совокупности породили
новый образ в их сознании. Сразу представляются белые буквы, едва
различимые на белом листке бумаги. Однако возникает вопрос: почему белые
буквы на белом листке, ведь читать такие буквы очень и очень сложно?
Ответом на этот вопрос и будет заложенный автором смысл в данном образе.
Синтезируя, тоесть преображая то, что невозможно выразить словами в
общедоступных образах, автор играет с воображением читателей, заставляя
их мыслить, рисовать в сознании необходимые автору образы. Например:
Что хотел этими стихами сказать автор? Лишь представив эту сцену, мы
сможем догадаться о том, какой смысл вкладывал автор. Начнем по порядку.
Лирический герой принимает "взгляд печальный" в гостиной. Почему в
гостиной? Потому что, видимо, в этом помещении он лишний гость,
нежданный; и "принимая", а не "получая", взгляд, он осознает печаль,
которую видит и во взгляде. Чей это взгляд? Остановившихся часов?
Потерянного, остановившегося в прошлом того, что вызывало положительные
эмоции лирического героя, которое он ассоциировал с часами, и, видимо, с
их остановкой герой сравнивает потерю в прошлом. Каким образом автору
удалось вложить такой смысл в семи словах? Все это вытекает из
синтезированных образов, использованных в стихах. Автор, надеясь на
чуткость восприятия читателя, доверяет свою печаль о потерянном, к
которому он имел лишь посредственное отношение, - синтезированным для
общего восприятия образам. Образность доступных остальным людям слов
дала возможность автору написать поэтично.
Переосмыслив свое внутреннее состояние, сравнив его с тем, что вложено в
определенных словах, их комбинациях, поэт создал пищу для воображения
читателя, тем самым дал возможность понять свое внутреннее отношение к
описанному в стихах. Синтезируя чувства во вполне осязаемые
понятия/образы, поэт создает поэзию, задевая струны души читателя. Без
синтеза невозможно поэтическое творчество, равно как и то, что бы автор
был понят.
Коль навсегда уйду туда, где счастлив был,
Коль я расстанусь навсегда с тем, что не смог измерить,
И что навеки не смогу, и прахом будучи, забыть.
Коль не могу последний раз спросить,
Кем был я с ней, и кем я с нею не был… /“Зачем я буду лгать и лицемерить…”/
Так можно и всю жизнь прождать.
Кому я слово теплое скажу,
И мысли чьи оно вдруг станет порождать? /Пример автора/
Синтезируя свои личные переживания, свои личные отношения к различным
предметам/явлениям в общедоступных образах, поэт тем самым делает
доступным всем то, что изначально понимает только он.
Совсем не видны на бумаге./"Прозрачные образы..."/
Остановившихся часов. /"Прощальный взгляд" В.Брюсов/