Учебник стихосложения: Основные понятия и положения - О поэте
Личность поэта во все
времена была одинаково интересной. Всегда привлекали внимание грустные
глаза поэтов, любое слово или любая фраза, сказанная поэтом, –
воспринималась окружающими как неоспоримая аксиома, и, не редко,
сказанное поэтом вскользь становилось афоризмом и часто цитировалось. Нельзя сказать, что поэт – это фанатик искусства, но
так же неверно будет утверждение, будто бы поэтом может быть каждый.
Поэтами становятся только те люди, которые стремятся познать себя,
окружающий мир сквозь слово и призму своего внутреннего духа, не
останавливаясь на дороге познания. Неоспоримое превосходство поэта перед
другими – это то, что поэт видит все. Самое главное, что должно присутствовать в поэте, –
это своеобразный разум, который бы давал адекватную оценку его
неадекватным действиям. Если, например, у поэта возникает желание
написать стих на людях – пусть так и будет, но пусть первой строкой он
уже даст понять, что своими действиями отнюдь не хотел он привлекать к
себе внимание. Если возникает желание вдруг уехать далеко в самый
неподходящий момент (будучи в гостях, например), – пусть так и будет,
лишь бы это все было оправдано самим поэтом. Воспитывать в себе поэтичность – неблагодарное дело,
тем более, если в этом нет необходимости, поэтому утверждения многих
заблуждающихся поэтов, что талант нужно развивать, – безосновательны. Не
может человеческое творение развить в себе превосходство над другими
представителями животного мира, по крайней мере это будет не скромно. В
каждом человеке талант развит в полной мере, и дальнейшие попытки
улучшить то, что человек и так имеет едва не в идеале – ни к чему не
приводят. Просто необходимо увидеть то, к чему есть склонность. В случае
с поэтом следует говорить скорее об обогащении самопознания. Поэт – понятие личностное, высокоорганизованное. Лишь
сильные личности могут проникать в души людей, занимать умы людей
сквозь века. На основании чего же складывается личность поэта? Какие
элементы составляют фундамент для развития его личности? Всего четыре
элемента: первый – это тело. Именно тело дает
возможность жить и творить. Настроение поэта и его желание творить во
многом зависит от физического здоровья и равновесия. Гармония с
окружающей средой дает возможность мыслить и чувствовать трезво и
полноценно; второй элемент – это разум. При
помощи разума поэт имеет возможность проследить свои мысли и оценить
свои и чужие действия. Иногда для слабых личностей разум представляет
собою ограничитель: заставляет подстраиваться под религиозные каноны
общества, жить и работать в определенных политических рамках (творить на
благо политического движения) или в экономических рамках (творить так
скромно или так шикарно, как то позволяет наличие бумаги, рабочего места
и др.). Разум должен быть свободным от предрассудков и стереотипов,
ежесекундно составляя собственное мнение на давно ставшие очевидными
действия, явления и предметы. Но разум одновременно не должен нарушать
традиций, ибо без традиций мир падет; как третий элемент выделяется душа с
ее поверхностными чувствами любви, влюбленности, привязанности,
ненависти, отвращения и др. Именно душа часто не дает возможность
разобраться с самим собой, так как порою мы считаем истинными чувствами
порывы души. Так, например, оценка определенного фактора будет неполной,
если она сделана на основании рационального мышления, рецепторного
восприятия и субъективно-душевного подхода. Чтобы оценка была полной
необходимо разложить душу по частям (как это сделать см. последующие
главы), чтобы открыть просвет для четвертого элемента – внутреннего духа.
Этот элемент одни называют совестью, другие – шестым чувством, но
настоящее определение этого элемента в самом его названии. Если
внутренний дух не приемлет то или иное, необходимо заполнение недостающего. Философия “заполнения недостающего” заключается в оценке действий или явлений, проходящей через три верхние элемента, включая
прохождение сквозь четвертый элемент – внутренний дух. Например, если
внутренний дух не приемлет связи с определенным человеком, то, как бы
разум не давал положительной оценки, как бы тело не старалось доказать
душе, что в данных отношениях присутствует полное физическое
удовлетворение, и как бы сама душа не отображала данной связи на тонком
чувственном уровне, – связь будет кратковременной, а утрата – очевидной
лишь потому что не произошло заполнение недостающего. Для выбора
спутника жизни необходимо прислушиваться к внутреннему духу, а для этого
нужно оценить ситуацию и на его уровне. Это есть заполнение
недостающего. То же заполнение недостающего относится и к поэзии: если
внутреннему духу не угодна тема или стиль написания определенного
произведения, то, как бы разум не старался убедит Вас в необходимости
записать какое-нибудь любовное переживание, как бы тело не подтверждало
наличие самого переживания через физическую недостачу, как бы душа не
пела о любви, – шедевр может не получиться. Для рождения шедевра
необходимо вложить душу в произведение, для открытия просвета
внутреннему духу, и тогда заполнение недостающего произойдет. Если же
душу в произведение автор не вложил, а просто передал ее состояние –
произведение может получиться красивым, но вечным и глубоким – никогда!
Если нет необходимости создавать на века – нет необходимости создавать
вообще. Следует сразу определиться: поэзия – это не способ привлечь к
себе внимание, а лишь способ самопознания, который в результате принесет
ползу искусству и людям. Для формирования в себе поэта (но не развития таланта) следует обратить внимание на такие данные: 1. Эмпатия; Эмпатия. Для тех, кто не знает, что такое эмпатия,
я дам краткое общеизвестное определение. Эмпатия – это возможности
увидеть проблему глазами других людей и признать мнения людей, считавших
ранее, что они не были поняты. Иными словами эмпатия – это актерское
замещение собою какого-нибудь реального героя, будь то друг, незнакомый
человек, человек, поделившийся своим горем, счастьем; эмпатия дает
возможность познать чувства других. Эмпатия дает возможность актеру
передать чувства своего героя, художнику – натуры, поэту – воссоздать
внутренний мир другого человека внутри себя и внутри читателя, тем
самым, расширив мир свой и мир своего созерцателя. Для поэта важно быть эмпатичным, так как это дает
возможность шире узнать людей, себя в той мере, как чувства других людей
подходят самому поэту. О чуждом самому себе нельзя написать искренне,
поистине красиво, к этому выводу приходит любой поэт, старавшийся
описать чужие чувства. Так часто цитируемый мною Брюсов излагал
некоторые стихи от женского лица, но это нисколько не умаляло значимости
его стихов. Он всесторонне представлял себе чувства женщины, и в
последствии мог описать ее душевное состояние полно. Для открытия себе себя самого необходимо сравнение
себя с окружающими и выделение себя из числа окружающих. Это невозможно
сделать, если не имеешь представления о внутреннем мире других людей.
Для познания себя необходимо познать всю многогранность своего “эго”, и
только тогда можно будет сказать “me eum esse” – “вот это я”. Для формирования в
себе поэта необходимо сначала создать верное представление о своей
личности, понять себя полностью, знать свои особенности. Все это даст
возможность писать легко и не без красивости. Так вот для создания
верного представления о себе не нужно довольствоваться результативной
оценкой, основанной лишь на трех элементах – теле, разуме и душе – нужно
дать возможность внутреннему духу поставить точку. Познание всех глубин своего “эго”, или другими
словами своей “личности” – это, прежде всего, бесконечная дорога, и тот,
кто останавливается на этом пути, – никогда не сможет сказать о себе,
что знает себя. Личность человека безгранична, совершена. Быть может, в
христианской религии человека создал бог по образу и подобию своему
потому, что божество – это всегда совершенство. Для познания своей личности необходимо определить то,
что бы создавало для Вас нормальные условия для существования. Если не
угодна религия – необходимо “подобрать” такую, которая бы давала
возможность Вам чувствовать себя полноценно, прежде всего, человеком,
разумом, душевным существом, и, наконец, личностью. Если не угодно
окружение – следует выбрать такое, которое бы не заставляло
деградировать ваше умственное и эмоциональное развитие. Заполнение недостающего зависит напрямую от желания
или нежелания человека познать свою личность и почувствовать себя не
частичкой общей массы, но единственной в своем роде величиной. Внешнее
формирование включает в себя создание и формирование своего внешнего
вида и рабочей обстановки. Не стоит создавать ненужные порядки, быть
чрезмерно педантичным, слишком критичным к обстановке или внешнему
своему виду. Это в некоторых случаях создает предпосылки для
формирования комплексов неполноценности, которые составляются быстро, но
от которых избавиться крайне сложно. Для нормального развития личности
следует принять свой внешний вид как должное, ни в коем случае не
сравнивать его с внешним видом других людей, ибо все различны, и еще не
известно, считают ли другие люди свои (на наш взгляд) “достоинства”
таковыми. Сколько людей, столько и лиц, носов, столько и
различных обстановок, в которых развивается тот или иной человек.
Поэтому не стоит создавать себе предметы для подражания, они могут быть
такими же неподходящими для нас, как ночи претит быть ярче дня. Для правильного внешнего формирования нужно начать
создавать наброски на белом листе бумаги, а не заниматься корректировкой
уже созданного рисунка или эскиза.
2. Заполнение недостающего;
3. Внешнее формирование, которые будут описаны ниже.