Учебник стихосложения: Основные понятия и положения - О поэзии
Для начала несколько слов об определении поэзии. Поэзия (дословно творчество) до середины 18 века употреблялось в значении литературы в общем. Последние века принято называть поэзией только стихотворное творчество. Поэзия включает в себя все жанры и виды общехудожественной литературы, но применяется лишь к стихотворному творчеству.
Эпосом (греч. – “слово”) называют род литературы, когда прослеживается повествовательная, сюжетно-описательная форма изображения жизни. Эпос включает в себя такие жанры, как поэма, эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк и баллада.
Лирика (греч. – “лирный”, исполняемый на лире) – это вид литературы, когда путем непосредственного выражения чувств, мыслей и переживаний автора или героя воссоздается жизнь. Песня, романс, сонет, стансы, рондель, рубаи, триолет и др. – все это жанры лирики.
Драма (греч. – “действие”) – это ни что иное, как прием для сценического исполнения произведения. Здесь жизнь и мировоззрение выражаются через диалоги и непосредственные действия героев. Это уже почти театральное искусство, так как основой отображения смысла произведения есть не столько слово, сколько действия. Трагедия, драма (в узком понимание) и комедия – вот жанры драматической литературы.
Эта градация родов литературы довольно условна, так
как современное искусство слова движется к слиянию родов; довольно
сложно на сегодняшний день с полной уверенностью сказать, что одно
произведение драматично, иное лирично, а третье – настоящий эпос. Однако
единственное, что еще остается четко выраженным, это то, что поэзия как
стихотворная литература в первую очередь лирика, именно ее лиричность
посредством слова (иногда описательной формы) описывает движение мыслей и
лирической нити произведения. Возникновение и этапы развития поэзии Возникновение поэзии исследователи и
археологи связывают с развитием человеческого племени. Сначала поэзия
была примитивным ритуальным инструментом, сопровождая ритуалы
собирательства, охоты, сбора урожая. Возникая и развиваясь как
сопровождающий инструмент, нередко поэзия выражала настроение автора,
хотя с полной уверенностью нельзя сказать, с какой целью слова
составлялись в определенной последовательности. Поэзия неразрывно была связана у некоторых народов с
музыкальным творчеством, часто возникая и развиваясь параллельно, эти
два жанра искусства дополняли друг друга. Так, например, славянские
думы, исполняемые на гуслях или на бандуре, выступают своего рода
“потомками” первобытного слияния поэзии и музыки, а сам термин “лирика”
походит от музыкального инструмента лиры, под который обычно в античные
времена исполнялись первые лирические произведения. Возникновение поэзии у различных народов характеризуется их географическим, политическим и ментальным полюсом. Развитие поэзии знает такие этапы: 1. Первобытная поэзия как инструмент ритуала.
Нередко первобытная поэзия оставалась в стороне от всеобщего признания.
Она существовала и воспринималась как должное, никогда не могла быть
сравнимой по значимости с живописью. Непризнание поэзии было следствием
того, что язык (как средство общения) не был на достаточном уровне
развития, не мог развивающийся элемент первобытного человека иметь и
полноценное порождение свое в виде поэзии. С развитием общества
происходило усложнение социальных процессов, которые в свою очередь
инициировали развитие языка. 2. С развитием языка усложнялось мировосприятие
человека, так как многие явления и чувственные переживания все легче
можно было передать с помощью слов. Формировался и стандартный багаж
образов, с помощью которых происходил обмен чувствами, оценками. У
разных народов это происходило в разное время. Так, например, миру
искусства известна античная поэзия (Древняя Греция, давшая возможность развития Древнеримской и связать последнюю с Древневосточной поэзией).
Отличительными особенностями поэзии Древней Греции было то, что
составлялась как литература в общем, так и поэзия (в современном
понимании) на основании мифов, местных рассказах о богах и героях.
Согласно историческим исследованиям литература Древней Греции
разделяется на такие этапы: а) микенский (17-10 вв. до н.э.). В этот период литературы письменной почти не существовало, так как развивалась устная словесность; б) период геометрического стиля (10-9 вв. до
н.э.) – период героического эпоса. Основной характеристикой этого
периода было наивное “геометризованное” изображение человека; в) архаический (7-6 вв. до н.э.) – эпос
приобретает письменную форму. В этот период были написаны неоспоримые
шедевры (вернее сказать первые в своем роде) “Илиада” и “Одиссея”
Гомера. Что же касается лирики, то в архаический период она носит
политический характер, развиваясь неразрывно с музыкой. Так выработались
два основных вида исполнения лирических произведений в виде од,
дифирамбов, стихотворений, исполняемых соло (монодия) и хором (хородия).
Возникает и развивается жанр басни; г) классический (550-350 гг. до н.э.).
Достигла расцвета драматургия и художественная проза, рождаются
исторические и философские прозаические произведения (Геродот, Платон,
Аристотель и др.), лирика же изменений не претерпела; д) эллинистический (350-31 гг. до н.э.),
когда при дворах развивается “ученая” поэзия, филология, история,
философия; жанр комедии утратил политическую окраску и стал просто
бытовой драмой, поэзия же заняла достойное место. Для изучения
словесности создаются школы; е) римский период (31 г. до н.э. – 476 г.
н.э.). Литература утрачивает связь с народным творчеством, идет влияние
народов ближнего востока. Это связано с завоеваниями Древнего Рима в
Азии. Профессионализм литературных деятелей связан с аристократичностью,
когда творить и мыслить достойны были лишь свободные граждане, имевшие
возможность обучаться риторике и письменности. На востоке литература получила толчок для развития с
римскими завоеваниями, хотя римская культура и пополнила свой
божественный пантеон, развитое восточное общество не уделяло литературе
такого внимания, коим удостаивала литературу римская империя. 3. Далее происходит развитие литературы в общем.
Любой этап развития характеризовался особенностями общественного и
политического строя в государстве. Так, например, средневековая
(5-15 вв.) литература, сменившая античную, характеризовалась влиянием
христианской церкви на все жанры. Комедия считалась запрещенным жанром.
Это было связано с церковным запретом на смех. Вся печатаемая литература
носила теологический характер, а поэзия почти не развивалась. 4. На смену средневековой литературе приходит литература эпохи возрождения (15-17
вв.). Гуманизация общества дала возможность человеку стать главной
фигурой. Человек считается полноценной личностью, а частое его описание
дает предпосылки для развития реалистических тенденций. С этого периода
начинается непосредственное развитие поэзии, так как основными жанрами
становятся поэма, поэзия в общем, поэтическая драматургия. Любовная и
пасторальная (изображение беззаботной жизни пастухов и пастушек) лирика
приобретают всеобщее признание, а классические формы сонетов, родно,
канцонов, секстин, терцин распространяются по всей Европе. Четкость форм
стихотворных произведений не давала достаточной свободы для развития
идеального искусства, так как для описания чувств, например, в сонете
необходимо было придерживаться, прежде всего, строгой формы построения
сонета, что часто заставляло автора направлять мысли не на свой
внутренний мир, а на формирование стихов (строк) в определенной
последовательности в пределах одного сонета. 5. Во Франции в 17 веке получает распространение новое литературное течение классицизм.
Рационализм занимает господствующее положение в обществе. Основными
жанрами считаются высокие (ода, героическая поэма, тема – рыцарство) и
низкие (комедия, сатира, басня, идиллия). Иными словами развитие
получает прозаическая и поэтическая сатира. Тут можно отметить, что,
зародившаяся еще в архаический период басня, писанная эзоповым
(аллегорическим) языком и сатирический стилизм становятся попыткой
выразить истинные чувства через призму рациональности созерцателя по
принципу “sapienti sat” – “умный поймет”. Так как искусство несет в себе
функции наслаждения и познания, то, развивая в себе чуткость, люди того
времени получали наслаждение искусством. 6. На смену строгой регламентации и аристократизму приходит в 18 веке сентиментализм.
Целью авторы ставили растрогать чувства читателей, показывая несчастную
судьбу героев своих “слезливых” комедий, элегий, посланий. По сути
сентиментализм был переходным этапом между классицизмом и романтизмом. 7. Возникновение романтизма можно
связать с развитием идей сентиментальности и подъемом антифеодальных
движений. Проявляется большой интерес к фольклору, обновляются и
совершенствуются жанровые формы исторического романа, фантастической
повести, лирической поэмы, баллады, язык насыщен тропами (образными
выражениями) и иного рода украшениями. В эпоху романтизма развивается
лирика. Индивидуализация и идеализация приобретают всеобщее признание.
Все герои тогдашних произведений носили отпечаток идеальности своих
образов, тем самым, вводя в заблуждение многих, веривших в реальность
тех героев. Однако идеализацию нельзя назвать ошибкой творца, так как
описание человека в произведениях искусства не должно полностью
копировать человека, но должно показать его во всей красе, к которой
необходимо стремиться, познавая себя все глубже и глубже. 8. Стремление к правдивому и объективному отражению и
воспроизведению действительности в формах, отвечающих самой
действительности одновременно с революционностью взглядов, стало основой
для становления и развития критического реализма.
Само течение реализма употребляется применительно и к античности, и к
средневековью, и к возрождению, однако критический реализм связан
непосредственно с развитием романтизма. Реализм – это описание внешнего
мира, взаимоотношений людей и их быта наиболее “реально”, так,
создавались огромнейшие труды, описание в которых сопровождало нередко
несколько поколений героев. 9. Как противоположность реалистическим течениям
возникает в конце 19 – начале 20 вв. новое течение в литературе,
сделавшее переворот в поэтическом мировосприятии. Его название походит
от французского слова “декаданс” – упадок. Упадок реальности,
взвешенности – это был прорыв в эволюции поэтики, сравнимый лишь с
возникновением рифмы. Для декадентства характерны
отчужденность от жизни, отказ от общественной борьбы, пропаганда
концепции “искусство для искусства”, пессимизм, мистика, индивидуализм,
предпочтение формы содержанию. Декадентство объединяет такие школы, как символизм, футуризм, имажинизм, сатира. Основной идеей декадентства было произведение
впечатления на читателя не только с помощью смысла произведения, но так
же и с помощью определенного набора звуков в словах, неадекватностью
образов. В период становления декадентства понятия “формы” и
“содержания” меняются. До конца 19-го века считалось, что форма в поэзии
– это слова, а содержание – образы, смысл самого произведения, однако с
наступлением эры декадентства формой становятся сюжетные линии поэзии, а
содержание теперь состоит из слов, сочетаний как словесных, так и
звуковых, которые призваны наложить отпечаток на читателя, а уж потом
дать ему возможность проникнуть в глубь произведения. На основании того,
насколько сильной должна быть связь формы и содержания, начали
выделяться различные литературные школы. Символизм – это декадентское течение,
основанное на свойствах слова, когда основной сюжет произведения
передается различными стилистическими приемами, часта аллитерация,
повторы (о них в следующих главах). Для символизма характерно было то,
что содержание (определенный набор звуко- и словоформ) помогало понять
сюжет произведения. Различают три основные стиля символизма: а) все произведение представляет собой полную картину, однако некоторые моменты смазаны, не полностью открыты; б) произведение цельное, однако некоторые сцены создаются для передачи соответствующего настроения; в) произведение непонятное на первый взгляд, нет
четкой сюжетной линии, однако у чуткого читателя такие произведения
создают основной “фон” настроения (Брюсов, Бальмонт). Футуризм – это отказ от норм
классического стихосложения, когда появляются новые словоформы
(“олуненная аллея”) и даже совершенно непонятные формы слова (“о е я о е
ю я...”). Характерен стиль футуризма для тех поэтов, которые желают
дать своему творчеству полную свободу, не привязываясь к нормам
лингвистики (Маяковский, Северянин). Акмеизм – ответвление декадентства,
произведения которого характеризовались кристальной чистотой биологии и
эстетики в описании чувств и воззрений. Теургизм – крайние формы мистификации
образов, где их связь неуловима. Основными темами теургов были
оккультизм и колдовство во всех их проявлениях. Имажинизм – течение, перекликающееся с
сентиментализмом и третьим направлением символизма (поэтический аналог
импрессионизма в изобразительном искусстве). Сатира – как правило политические
взгляды или несогласие с социальными нормами порождало сатиру в стихах
(яркий представитель Саша Черный). Все эти течения развязали руки все более новым течениям, которые принято объединять под общим термином Модернизм. 10. Модернизм. Сложно что-либо сказать,
кроме того, что модерн – в переводе значит новейший. Современные
тенденции в литературе характеризуются смесью классических течений,
экстракт накопленного в литературе на протяжение веков. Современные
течения характеризуются неверным пониманием идей декадентства,
провозглашающих идеи независимости творца, идеи минимализма вместе с
якобы скрытым глубоким смыслом. С развитием декадентских течений появляется основа
для авангардизма - самого свободного искусства, которое полностью
провозгласило победу над реализмом - то, к чему стремились ранние
декаденты. Вечные поиски для художественного выражения приводят к
принятию авангардистов аб-солютно разных направлений в поэтике. На одной
строке стихотворения могут находиться и проблес-ки заложенного автором
смысла, и, порой, самые абсурдные вещи. Авангардизм декадентства состоял в революционности
взглядов на искусство и роль автора, авангардизм же современной
литературы состоит в том, чтобы любому предмету, любой форме придать вид
великого творения. Современная поэзия становится ассоциативной,
подсознательной, результат влияний свободных течений начала 20-го века.
Модернизм характеризуется таким огромным количеством независимых школ и
тенденций, что порою сложнее найти себя в них, нежели подходящую для
себя. Данный этап развития литературы в целом и поэзии в частности есть
ни что иное, как переходной этап от декадентства до культуры высшего
порядка, когда слова будут так же атавистичны, как третье веко у
человека. Для сознания современного человека характерна быстрая
адаптация к недосказанности в стихах, современному человеку намного
быстрее уловит нить для разгадки заложенной в стихе тайны, нежели людям
времен классицизма. Однако в этом есть отрицательные стороны свободных
течений модернизма: Андерсен сказал в одной из своих сказок,
что птица Феникс “родилась в цветке райского сада, и бог нарек имя ей –
Поэзия”. Так ли это? Для начала разберемся с общим определением поэзии.
Для “не поэта” поэзия – это стихи, поэмы и другие творческие изыскания
подобного рода. Даже сложно представить себе наличие других мыслей у
людей непосвященных в таинства поэзии. Особо не задумываешься над
определением поэзии, если стих производит впечатление, и становится
возможной духовная связь с автором. Но для поэтов-профессионалов поэзия
– это ни что иное, как рождаемое из самого главного, что остается от
просеивания и поисков слов, образов, это как бы концентрат главного, что
хотел сказать автор. Поэтичность присутствует в поэзии всегда, но не
всегда поэзия поэтична, ибо второе понятие много шире первого. Я не собираюсь навязывать своего мнения. Если
подобные мысли рождаются при чтении данного произведения, значит Вы не
достаточно подготовлены для принятия для себя истин поэзии. Их много,
особенно сегодня. Но я не ставлю себе целью описать все современные
подходы к сущности поэзии. Вот те основы, которые одинаково важны для
самоопределения всех подходов: Поэзия одна. С
этим не согласится только человек, никогда не пробовавший писать стихи. У
кого возникают мысли о том, что “поэзий” много и их число напрямую
зависит от количества личностей поэтов, – тот не прав. Не прав дважды:
поэт живет в поэзии, а не она в нем, и именно поэт старается найти то
или иное поэтичным, и ни коим образом не поэзию практичной. Поэзия
существует лишь для самой себя, она не призвана влиять на ход мыслей
социума, но лишь для отдельных личностей она есть поэзией. Она не
приносит пользу, но и бесполезной ее назвать нельзя. Истинно, что поэты
прошлого проводили часы, и нередко даже месяцы, в спорах о смысле
поэзии, но так и не пришли к общему знаменателю. Единственное, что не
вызывает различных мыслей по поводу пользы поэзии – это то, что поэзия и
польза – различные плоскости, никогда не соприкасающиеся, а идущие
параллельно. Поэзия вечна. Она
родилась тогда, когда человек пытался самоутвердиться в окружающем его
мире, не даром существуют образные выражения о том, например, что
“солнце всходит”, хоть все мы прекрасно понимаем, что неодушевленные
предметы не могут двигаться сами собою, им доступно движение по
средствам внешних факторов. Возникая в сознании первобытного человека,
поэзия всегда искала выход через его эмоции, в дальнейшем – чувства,
формировала мировосприятие человека. Поэзия останется и после вырождения
человеческой расы в символах и энергетических полях вокруг земли, и
вечность самой поэзии будет зависеть от относительности вечности в
целом. Вопрос о безначальности поэзии остается открытым, но одно
очевидно, что до появления мысли у человека, ничто не существовало по
теории эгоцентризма человечества. Поэзия чиста. Тот,
кто считает, что современность развязала нам языки, и теперь мы вольны
говорить, что душе пожелается, – не поэт. Поэт всегда осторожен,
несговорчив, не старается отображать окружающий его мир полностью, во
всех деталях, он стремится быть поэтичным, и его поэтичность напрямую
зависит от того, насколько он смог “завуалировать” свои чувства, мысли,
восприятие мира, насколько образно он смог передать внешний мир в своих
стихотворениях. Он как бы очищает в творчестве свою речь, придает ей
благозвучия, обрамляя звуки своей души в словах, при необходимости
алитерированных или составленных в определенной последовательности. В
процессе творчества поэт очищается и сам. Если не принять тот факт, что
поэзию отличает чистота – можно забыть о возможности раскрытия своей
личности, ибо личность открывается лишь чистому началу, ведь личность – это чистота. Поэзия высока. При
выборе слов и оборотов поэт не должен насиловать себя долгими поисками
для выражения того или иного состояния души. Но он одновременно и не
должен упрощать язык своих произведений. Поэзию отличает от разговорного
языка в первую очередь стиль, слог, ритмичность, лиричность. Если эти
составляющие опустить – получится текст, иногда не плохой, но поэзией
который назвать нельзя. Достаточно вспомнить начало ХХ века, когда язык
приобретал подобие современного нам, но поэты того времени никогда не
позволяли себе опускаться до того, чтобы, например, описать состояние
внутреннего очарования словами “классно”, “борода”, “тупо нереально” и
др. Однако, можно привести пример ранних стихов В. Маяковского, где он
говорил о любви и водосточных трубах. Но неужели это сопоставление не
поэтично само по себе? Тут есть слог (слог футуриста), тут есть стиль
(непревзойденный стиль ранних футуристов), ритмичность футуристов
завораживает своей откровенной непредсказуемостью, а сколько лирики
передано музыкой самого стиха! Читатель невольно задумывается, смог ли
бы он сыграть ноктюрн любви на водосточных трубах. Остается очевидным,
что поэзия должна быть выше окружающей рутины слов и оборотов, она
призвана оказывать влияние на умы и души автора и читателя, связывая их
невидимыми нитями. Если поэзия не будет высокой, связи автора и читателя
на высоком духовном уровне не произойдет. Поэзия творческая.
Это отличительная черта поэзии и поэтичности в целом, ибо только в
творчестве рождается высокое, вечное, чистое, своеобразное. Если
творчество отсутствует при создании поэтического произведения – значит
созданное либо будет повторять предыдущие творения, либо не сможет
доставить наслаждения автору в полной мере, а, значит, нет смысла для
создания вообще. Только автор наслаждается своими произведениями в
полной мере, созерцатели же получают наслаждение от созданий
поэтического творчества. Поэзия внутренняя.
Только внутри поэта находится настоящий лирический мир. К этому пришли
представители декадентских (и символистических в частности) движений в
начале ХХ века. Они аргументировали данное утверждение тем, что человек
по натуре своей эгоцентрист, поэтому все пропускает сквозь себя,
удостаивая некоторые предметы “быть” по воле своего воображения. Это
представление сделало революцию в мире поэзии и дало возможность глубже
смотреть на свою личность. Еще никогда поэзия не формировала личность
поэта, как после принятия поэтами этой элементарной и закономерной на
наш взгляд истины. Что же касается поэтичности, то она должна быть в
любом произведении искусства, будь то картина художника или здание
вдохновленного архитектора. Без поэтичности невозможно искусство, но без
поэзии – возможно, а перечисленные выше элементы поэзии относятся к
поэтичности, если она не напрямую связана со словесным творчеством. В
этом основное различие между поэзией и поэтичностью. О словесной
поэтичности в следующих главах.