Учебник стихосложения: Основные понятия и положения - Об искусстве
Между искусством и поэзией есть только одно связующее звено, и звено это выступает всегда в роли духовной связи поэта и читателя. О том, что такое искусство, поэзия и поэт Вы сможете прочесть в этой части.
Искусство в узком понимании – это умение сделать что-либо, приложив к этому усилия рациональные и физические. Например, искусство вести переговоры, искусство жить. В широком понимании искусство – это нечто большее, нежели простое умение.
О самом искусстве написано было достаточно, чтобы
каждый человек определил для себя понятие искусства и взаимоотношение
поэт-искусство. Не стану я повторяться, тем более что я целиком и
полностью отдаю предпочтение В. Я. Брюсову в определении искусства.
Однако необходимо учесть несколько моментов в раскрытии понятия
искусства, применительно к данной книге о стихосложении. Искусство не
зависит от человека и дает возможность ему развить в себе личность, то
есть выделить себя из числа себе подобных представителей человеческой
массы. Для искусства характерно творчество, это единственный
обязательный и общий элемент в многообразии определений искусства. Так
что же такое искусство? Это высший разум, это самоопределение, это цель,
дорога, на которой встречаешь самого себя и получаешь наслаждение самим
искусством посредством познания и самопознания. Искусство представляют
такие составляющие: Каждый элемент имеет еще несколько субэлементов,
например, театральное искусство разделяется на импровизационное,
классическое, модернистское, театральное искусство по Метерлинку, театр
одного актера и т.д. Словесное искусство включает такие элементы, как
стихотворная поэзия, прозаическая поэзия, научная словесная культура
(статьи, обучающая литература и др.), проза художественная; эти элементы
в свою очередь делятся на классические и авангардные, писаные и
неписаные, народные и авторские и т.д. и т.п. Список неисчерпаем до
конца. Разнообразие жанров искусства объясняется, прежде
всего, развитием человеческого общества, усложнением взаимоотношений
различных жанров чистого искусства (слово, музыка, танец, театр,
живопись, скульптура и архитектура) между собой, а также усложнением
структуры в пределах одного жанра с целью даль возможность разным типам
людей найти свою дорогу к самопознанию. Необходимо отметить и то, что искусство не имеет за цель дублирование действительности окружающего нас мира, оно создает свой мир,
герои которого настолько универсальны, что каждый человек может найти в
них свою черту. Отношение человека к искусству изменялось на протяжение
веков, постепенно отдавая предпочтение простому искусству, понятному
всем. Но можно ли назвать искусством элементарные вещи, как то описание
быта, простейших чувств (ненависть к измене, любовь к неугодным и т.д.)?
Нет, ибо искусство – это не средство вещания от автора к созерцателю,
это попытка возразить общепринятым правилам, которые ограничивают
развитие личности. Личность и искусство тождественны, ибо только тогда,
когда человека можно назвать личностью, его можно назвать и служителем
искусства, ибо искусство творить свой богатый внутренний мир есть
искусство самопознания и наслаждения этим, а, как говорилось выше,
искусство – это познание и наслаждение. Различные литературные течения были попыткой найти
идеальное искусство. Так, лжеклассицизм, на основании небольших, едва
уловимых отступлениях от формы описания событий через призму рыцарских
подвигов и романтической любви, дал все для развития более свободных
течений (критический реализм, романтизм), целью которых было описание
внутреннего мира человека, ибо внешний мир зарождается внутри любого
человека. Романтизм перевоплотился в результате поисков свободы для
автора в декадентство, поставившего точку в поисках идеального
искусства. Декадентство, давшее поле для роста таких школ, как
символизм, футуризм, имажинизм, авангард, акмеизм, теургизм (об этих
течениях см. ниже), вознесло до небывалых высот то лучшее, что
накапливалось опытом предыдущих поколений. Это всевозможные тропы,
другие стилистические приемы, которые в последствие переосмысления
представителями различных школ предстали на суд человечеству и стали
неотъемлемой частью литературы.
а) словесное искусство;
б) песенное искусство;
в) музыкальное искусство;
в) танцевальное искусство;
г) театральное искусство;
д) киноискусство;
е) художественное искусство живописи;
ж) скульптура;
з) архитектурное искусство;
и) коммуникативное и влиятельное искусство (искусство общения) и др.